Что тебе снилось? Как альбом My Bloody Valentine «Isn`t Anything» стал классикой шугейза
Участник группы My Bloody Valentine Кевин Шилдс
© Linda Nylind/Getty Images
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Истоки
Преддверием альбома стал пятитрековый EP «You Made Me Realise» (1988). Он получился гораздо более новаторским, чем предыдущие два мини-релиза My Bloody Valentine. Коллектив выпустил его на лейбле Creation Records. Позже там же будет создаваться Isn`t Anything. В записи уже присутствовали узнаваемые шумные гитары Шилдса и эффекты. В частности, тогда музыкант открыл для себя обратную реверберацию — прием, при котором эхо от звука воспроизводится задом наперед, вместо затухания возрастает по громкости и перемещается в начало звучания. По словам Кевина, он обнаружил, что эффект очень зависит от того, насколько сильно ты ударяешь по струне. Эта игра с чувствительностью инструмента во многом определит дальнейшее звучание группы.
Последовав совету главы Creation Records Алана Макги, после You Made Me Realise артисты вернулись с большим количеством «странных вещей». Среди групп, оказавших влияние на Isn`t Anything, можно назвать Dinosaur Jr. и The Jesus and Mary Chain. У первых музыканты переняли мелодичность, а заодно и тягу к экспериментальному звуку, благодаря же вторым научились балансировать на грани «тьмы и света». Кстати, все три команды вместе с Blur участвовали в туре Rollercoaster по Северной Америке и Британии в 1992-м.
Особенности озвучивания
Что же отличало лонгплей от других работ того времени? Во-первых, особое использование гитары. Уже упомянутая обратная реверберация, которую можно услышать, например, в песне All I Need, придает звучанию «потусторонний», «расфокусированный» и даже сновидческий характер. А фирменное тремоло (быстрое повторение одной или нескольких нот, своеобразное дрожание) в таких треках, как Several Girls Galore и I Can See It (But I Can’t Feel It), усиливает этот эффект и дарит слушателю еще большее ощущение «неустойчивости». Добавьте сюда глайд («скольжение» от ноты к ноте) и фидбэк (бесконечное зацикливание звука), и вы получите искаженную и перегруженную музыкальную картину релиза, которую визуально вполне отражает его обложка. Она настолько «пережата» примочками, что на ней едва можно различить исполнителей. В целом гитару в альбоме можно описать как агрессивную, лязгающую, близкую к нойзу — причем даже в медленных, лиричных композициях вроде No More Sorry. Однако эту «атаку» на слушателя My Bloody Valentine уравновешивают.
И вот чем: Isn`t Anything — идеальное сочетание мужской и женской гармонии (этим приемом впоследствии вполне успешно пользовались также шугейз-легенды Slowdive). Ровный, в целом невыразительный, прячущийся за музыкой вокал Шилдса дополняется уподобленным ему (практически андрогинным), но все же индивидуальным — чистым, «ангельским» — пением гитаристки Белинды Бутчер. В песне Lose My Breath ее голос словно убаюкивает и дает уютное пристанище в нагромождении резких звуков инструментала, «оживляя» его. Сама девушка рассказывала, что ее партии записывались около 7:30 утра, и для их исполнения Бутчер приходилось будить. Отсюда эффект сонного, томного голоса. Кстати, подобные открытия происходили, потому что My Bloody Valentine закончили релиз всего за две недели и работали по 22 часа в сутки.
Вербальное наполнение
Загадочная дуальность альбома подчеркивается и в лирическом плане. Кевин и Белинда никогда не называют вещи своими именами, хотя и порой достаточно ясно намекают. Тексты изобилуют сексуальными отсылками — таковы, например, композиции Feed Me With Your Kiss (с англ. «Накорми меня своим поцелуем») и Soft As Snow (But Warm Inside) («Мягкая, как снег, но теплая внутри»). При этом затрагиваются и глубоко личные проблемы, описанные чувственными метафорами. Так, в треке No More Sorry Бутчер рассказывает о своих ощущениях после развода с отцом ее ребенка («В моих волосах и вообще везде — твои отпечатки»). Кажется, неслучайно в названиях некоторых песен есть уточнения-дополнения в скобках — артисты словно всегда хотят уместить в лирику несколько слоев.
С первым же полноформатником My Bloody Valentine снискали большой успех. Британская пресса отзывалась о лонгплее восторженно, альбом занял первую строчку в чарте UK Indie Chart. Сегодня пластинка размещается в разнообразных списках избранного музыкального материала. Так, NME включает его в лист «500 величайших альбомов всех времен». Isn`t Anything до сих пор пугает, завораживает и заставляет верить в то, что нежность и напор могут соседствовать, притворяясь одним большим сном. Более прямолинейным постпанку, металу, нойз-року, популярным в конце 80-х, это было неведомо. «А что это, собственно, значило?» — спросите вы, проснувшись. «Ничего», — многозначительно ответят My Bloody Valentine.
Оценить классический лонгплей и дискографию шугейз-артистов, на которых он повлиял (Slowdive, Lush, Ride — имен найдется немало), можно в HiFi-стриминге Звук без рекламы и в отличном качестве. Нужно лишь оформить подписку «СберПрайм», которая всем экспериментаторам и революционерам сейчас достается по специальному предложению от Звук Медиа. В придачу вы получаете массу интересных дополнений:
Музыка без рекламы в HiFi-качестве. Ни один звуковой эффект не ускользнет от вашего внимания
ЗвукОгромная библиотека фильмов и сериалов. Есть что посмотреть на ночь для приятных сновидений
ОККОСкидка до 7% на доставку продуктов. Без вкусного обеда не получится ни один эксперимент
СамокатБесплатная доставка товаров для здоровья. Романтичность неизлечима, а вот кардиологические проблемы — вполне
ЕАПТЕКА