Ласковая агрессия: топ-8 выдающихся саксофонистов
© Ronald Startup/Getty Images
За саксофоном, кажется, прочно закрепилась репутация самого сексуального инструмента, оттого многие не воспринимают его всерьез и ассоциируют с низкопробными фильмами и рекламой околоэротического содержания. Но как же широк потенциал его звука: он может быть резким, агрессивным и наседающим, а может быть романтичным и даже смеющимся.
Саксофон называют инструментом для души за его способность передавать любую гамму эмоций. В этом «виновата» его сложная система клапанов, количество которых может варьироваться, и звукообразующий язычок, изготавливаемый из особых сортов дерева.
Безмерно уважаемый в джазе, редко, но метко используемый в классике (например, можно услышать его в балете «Золотой век» Шостаковича), частый гость в эстраде и поп-музыке (спешите оценить разрывающее душу саксофонное соло в «Ночном ларьке» Монеточки, если еще не случалось), наш герой дарит музыканту большой простор для самовыражения. Вспомните сцену из «Шоссе в никуда» (1997) Дэвида Линча, где главный герой играет на саксофоне в клубе, и это становится целым зловещим перформансом «на грани ясности ума и безумия».
Давайте вспомним выдающихся саксофонистов, умело манипулирующих нашими чувствами, — от 30-х годов до наших дней. И сразу оговоримся, что это вовсе не рейтинг.
Лестер Янг
С кого начать, как не с «Моцарта джаза», как называли Лестера Янга, владеющего кроме саксофона трубой, скрипкой, кларнетом и ударными. Музыкант получил известность в составе бэнда Каунта Бейси в 30-х годах.
Его стиль отличался сдержанностью, прохладностью, плавностью, что вроде как считалось свингом, но уже тогда предвосхищало появление кул-джаза (от английского cool — «прохладный») и бибопа, в котором важны сложные гармонии, так любимые импровизатором Лестером.
Янг играл на тенор-саксофоне, обладающим низким и густым тембром — тем самым, что душу не растревожит, а успокоит.
Чарли Паркер
Этот джазовый музыкант заслуженно носил прозвище Bird («птица» по-английски), сокращенное от Yardbird (в переводе с того же английского — «новобранец»). Чарли Паркер стал одним из основателей жанра бибоп. Влюбленный в саксофон с детства, усердно тренирующийся по 15 часов в день, он был признан гением при жизни. В начале 40-х годов ему пришло в голову разнообразить свои соло путем использования всех двенадцати звуков хроматической гаммы и направлять таким образом мелодию в любую тональность — так и возник бибоп. Эпатажное поведение музыкантов-боперов как раз перенималось многими саксофонистами в будущем.
Паркер предпочитал альт-саксофон — самую распространенную разновидность инструмента, по звучанию очень разнообразную и более высокую, чем тенор.
Декстер Гордон
И вновь тенор-саксофонист, и вновь новый жанр. Декстер, или Долговязый Декстер (рост артиста составлял 198 сантиметров), считается одним из пионеров хард-бопа (от hard — твердый) — более ритмично-агрессивной и блюзовой версии бибопа. Тенор был там не так принят, как альт, что и отличало Гордона от других музыкантов того времени.
Лестер поработал с такими легендами, как Луи Армстронг и Чарльз Мингус, и, забавный факт, стал крестным отцом Ларса Ульриха, которого вы можете знать как барабанщика группы Metallica.
Сигурд Рашер
Разбавим немного весь этот джаз классической музыкой. Сигурд Рашер — американец, родившийся в Германии, — внес огромный вклад в возвращение саксофона в классику. Не побоявшись недовольства консерваторов, он расширил диапазон инструмента с двух с половиной до четырех октав, настаивая, что именно это и задумывал Адольф Сакс.
Впоследствии, как обычно и бывает с гениальными придумками, идея была оценена и стала общепринятой техникой. В 1969 году музыкант основал Саксофонный квартет Рашера, один из первых классических саксофонных ансамблей в мире.
Не пугайтесь слова «классика» — в руках Сигурда инструмент хоть и поддается канонам, но сохраняет свою игривость и таинство.
Стэн Гетц
У многих героев этого материала есть прозвища. Имеется оно и у Стэна Гетца, которого называли… Звук (конечно, мы не могли обойти этого артиста). Имеющий украинские корни музыкант играл на своем теноре легко, тонко и изящно, за что и получил такую кличку.
Играя свинг и кул-джаз в 40-е, в 60-е Гетц избрал своей дорогой босанову — смесь классического джаза и бразильской фольклорной музыки. Самым успешным стал альбом Getz/Gilberto (1964), записанный Стэном в сотрудничестве с Жиану Жилберто и Антониу Карлосом Жобином. Хит The Girl from Ipanema вы наверняка слышали и вспомните сладкий, манящий саксофон примерно в середине трека.
Джерри Маллиган
Один из немногих белокожих американцев в нашей подборке, Джерри Маллиган, начинал в ансамбле Майлза Дэвиса, но там его короткие саксофонные соло не были так заметны. По-настоящему свой путь музыкант нашел только в начале 50-х, начав уделять внимание баритону — не столь популярной разновидности инструмента, как альт и тенор, более сложной в освоении.
Не удивительно, что Джерри много работал с кино (последний саундтрек был написан им к картине «Я не Раппопорт» (1996)) — низкий глубокий голос баритон-саксофона как нельзя лучше создает мистическую и немного пугающую атмосферу для видеоряда.
Кенни Гарретт
Перенесемся немного ближе к современности. Карьера Гарретта началась с оркестра Дюка Эллингтона, затем последовали сольные записи и работа с супергруппой Five Peace Band, пластинка которой Five Peace Band Live получила «Грэмми» в 2010-м.
Кенни относят к представителям постбопа, сочетающего бибоп, хард-боп, фри-джаз и другие стили. В действительности же этот удивительно свободный и непредсказуемый музыкант не боится ничего, экспериментируя даже с азиатской музыкой. На примере его игры на альт-саксофоне можно увидеть, как артист полностью погружается в импровизацию, отдаваясь сложным мелодическим и ритмическим комбинациям.
Кэнди Далфер
Как звучит заголовок одного видео на YouTube, «Если ты хоть раз в жизни не слышал эту композицию Кэнди Далфер, то ты с другой планеты». Речь идет о треке 1989 года Lily Was Here, которую нидерландская альт-саксофонистка исполнила с гитаристом Дэйвом Стюартом. Этот чарующий диалог двух инструментов, изначально подразумевавшийся как джем-сейшен, в самом деле, не знает только человек, очень старавшийся не знать. А ведь изначально песня была саундтреком к триллеру «Кассирша» (1989), который сейчас мало кто вспомнит.
Разумеется, Кэнди примечательна не только одним шлягером. Она может играть все: диско, рок-н-ролл, фанк. И везде ее элегантный саксофон будет уместен. Недаром с Далфер много сотрудничал лихой экспериментатор Принс.
Таков наш субъективный топ, и он может показаться неоднозначным, как и сам сакс. Где Джон Колтрейн, где Игорь Бутман? Но у каждого саксофон свой — зависит от настроения, характера, времени суток (кто же будет выбирать баритон днем?), Урана в Козероге. Здесь и сейчас — душа поет так.