Оживи меня: что говорят нам саундтреки мультфильмов
«Тролли» (2016)
© 20th Century Studios
Классическая музыка
Бывало такое у вас, что вы включали беззаботный мультик, а там на вас Баха обрушивали? Обычно это случается с советскими произведениями, и ключ тут найти не так уж сложно. В те времена в нашей стране властвовала цензура, и запрещённые композиторы, которых мы уже считаем классиками, имели больше свободы в искусстве, считавшемся недостойным взрослого гражданина. Поэтому во многих мультфильмах звучали специально сочинённые композиции Шостаковича, Шнитке.
Но не всё так просто. В «Балерине на корабле» (1969) музыка Шнитке показывает, как саундтрек в анимации призван дополнить пластику героя и порой подхватить всё действие, когда на экране не произносится ни слова — а такое в анимации, особенно экспериментальной, случается не так уж редко. Классика за счёт своей масштабности и многослойности (каждый инструмент в оркестре или часть в произведении играет свою особую роль) может передать малейшие нюансы физики и психики анимационного героя, который по природе своей условен и не жив. Музыка вдыхает в него жизнь, как в воздушный шарик, и вот он летит. А мы в него верим.
Ещё академическое сопровождение хорошо справляется с гэгами (обозначает их) и ритмом всего мультика — это можно увидеть, например, в работах Ивана Максимова. Посмотрите его «Болеро» (1993) (вы угадали — там Равель) и увидите, как ритм испанского танца буквально управляет движениями этих чудиков. А ведь нарисованные персонажи чисто технически двигаются всегда немного по-другому, чем актёры. И это тоже важно подчеркнуть.
Электронная музыка
Piхar снова вошёл в чат. А всё потому что показательно люди работают с саундтреком. Во «В поисках Немо» (2003) благодаря музыке мы ещё больше верили, что находимся на глубине океана, в том числе благодаря джазовому стандарту Somewhere Beyond the Sea (в мультфильмах прямое проговаривание темы словами в музыке слушается уже не нелепо и избыточно, а даже как-то мило). А в недавней «Душе» (2020) электронный саундтрек прямо-таки создал нам мир загробной жизни. В этом ещё одна особенность анимации — она может заходить на совершенно любые территории, а музыка должна ей в этом помочь.
Трент Резнор и Аттикус Росс после своих работ с Дэвидом Финчером резко помолодели душой и сочинили к «Душе» сопровождение, безумно сочетающее и академическое звучание, и мощные, давящие синты, и какие-то колокольчики, и нойз в духе ранних Nine Inch Nails. Словом, всё, чтобы вы поняли — вы в особом месте и вряд ли когда-нибудь ещё тут окажетесь (то есть все там будем, конечно, но кто знает — будет ли там музыка?). Электроника, кажется, идеально подходит для экспериментов с пространствами и неясными атмосферами.
Эстрада и авторская песня
Если вы старше сорока или просто ваши родители были слегка консервативны в вашем воспитании, то, наверное, помните, как Волк из «Ну, погоди!» (1969-2012) неспешно прогуливается с сигареткой, а потом лезет на балкон к Зайцу под «Песню о друге» Высоцкого. Ну а если вам немного меньше, то наверняка слышали почти-оскароносную Can’t Stop the Feeling Джастина Тимберлейка, звучавшую в «Троллях» (2016) (впрочем, примеров использования поп-мелодий в анимации теперь хоть отбавляй). Почему это производит впечатление, запоминается и, как следствие, так часто используется в мультипликации?
Есть предположение, что сочетание очень узнаваемых голосов и жанров с придуманным миром даёт эффект «разрыва шаблона». В хорошем смысле. Тролли и говорящие животные имеют отношение к моей реальности? Я могу их понять, прочувствовать ещё больше? Именно так. Анимация всё же не хочет полностью отстраняться от людей. Погружение для неё труднее, чем для кино. А как его создать лучше, если не включить в саундтрек пару поп-мелодий? Особенно когда музыканты сами озвучивают персонажей. Или так предполагается — как это было с Высоцким.
А что всё это значило?
Мультипликация — мир загадочный. Но и музыка ей может дать фору. Так что, когда эти два искусства встречаются, жди чего-то необычного. Саундтрек — здесь полноправный и незаменимый участник действия и может творить всё, что хочет. То, что мы сейчас олицетворяем музыку — неслучайно. Она живая, и в анимации это особенно видно. Страшно немного? Да, присмотритесь к своему айподу — вы не одни в комнате.