Опубликовано 14 июля 2022, 11:41
4 мин.

С чем связан расцвет диссоциативной музыки

Последние несколько лет были непростыми практически для всех жителей нашей планеты. Пандемия коронавируса, кризис изменения климата, политические распри и другие тревожные новости со всех краев земного шара сильно подавили эмоциональное состояние многих из нас. Естественной реакцией на внешнее давление становится поиск ощущения безопасности в укромном месте, так сказать, в собственном пузыре комфорта.
Поделиться:
Mitski

Mitski

© Simon Becker/www.globallookpress.com

Достичь внутреннего баланса можно по-разному. Как пишет Pitchfork, многие выбрали путь диссоциации — нового подхода к отключению от тревожных звоночков внешнего мира. Понять, как это работает, нам может помочь музыка, впитавшая диссоциацию и максимально просто сумевшая передать чувство внутреннего эмоционального надрыва и в то же время полной отрешённости.

По утверждению доктора Жанетт Бикнелл в статье для Psychology Today, люди часто используют музыку как защитный механизм, помогающий убежать от текущих тревог и забот или заглушить нежелательные мысли. В наше время современные исполнители понимают беспокойства, гложущие их слушателей, — в конце концов музыканты тоже люди и испытывают те же чувства по многим вопросам. Именно так слушатели погружаются в музыкальный мир, где их встречают знакомые им чувства и истории.

Mitski

Mitski

© Simon Becker/www.globallookpress.com

В чём заключается диссоциативность современной поп-музыки?

Рассмотрим яркие примеры. Одна из важнейших артисток современного арт-попа Mitski — настоящий мастер отрешённой драмы. В её песнях вулканические эмоции преподносятся холодным тоном её вокала, и этот контраст часто поражает куда сильнее голосистых воплей страдальцев классических постановок оперного театра.

Её пластинка Laurel Hell этого года стала квинтэссенцией диссоциативной поп-музыки. В таких песнях, как Stay Soft и Love Me More, то и дело слышится, как голос Mitski уже готов сорваться на эмоциональный крик. Однако она сглатывает всю боль и тяжёлые эмоции, продолжая выпускать своё сердце наружу спокойным и даже слегка монотонным голосом. Такое сухое пение лишь подчёркивает глубину внутренних переживаний, как бы спрятанных от слушателя.

Другим хорошим примером может послужить уэльская певица Кейт Ле Бон. В этом году у неё тоже вышел новый альбом, получивший название Pompeii. На пластинке она поёт о том, как мысленно покидает этот мир и как «обращает боль в камень». При этом её голос непоколебим, а аранжировки отличаются яркостью и оптимизмом. Но, вслушиваясь в текст и погружаясь глубже, мы понимаем: это всё фикция.

А если отойти от поп-музыки в сторону инди-рока?

Также диссоциативность пропитывает современный постпанк из Великобритании и Ирландии. Сумасшедшие гитарные аранжировки часто сопровождаются совершенно безэмоциональным вокалом. Просто послушайте релизы ирландцев Fontaines D.C. или новобранцев английского инди Yard Act. Первые в этом году представили свой третий альбом Skinty Fia, где чуть ли не в каждой песне Гриан Чаттен поэтически страдает. При этом его голос звучит как совершенно сухая мелодекламация.

кадр из клипа Fontaines D.C.  — I Love You

кадр из клипа Fontaines D.C. — I Love You

© YouTube-канал Fontaines D.C.

Например, в треке I Love You он анализирует боль ирландца, покинувшего свою страну, которая не отвечала ему взаимной любовью, и песня звучит далеко не как сентиментальная баллада. Даже его эмоциональная «речь» во второй половине композиции не достигает катарсиса: боль не готова оголяться до конца.

Настоящей королевой отрешённости в Британии можно назвать фронтвумен Dry Cleaning Флоренс Шоу. В песнях лондонских адептов постпанка чувство опустошения и безысходности передается через голос, которому будто уже ни до чего нет дела. В песне Every Day Carry Шоу поёт, что хочет привнести в мир что-то позитивное, но это трудно, потому что «я так полна ядовитой ярости». В треке Scratchcard Lanyard она рефреном «делай все и не чувствуй ничего» передаёт ощущение, разделяемое многими современными молодыми людьми, для которых веселого времяпрепровождения недостаточно для ощущения полноты жизни.

А как же хип-хоп?

Для диссоциативности есть место и в хип-хопе. Покойный рэпер из Лос-Анджелеса Drakeo the Ruler провел годы в борьбе с системой правосудия, время от времени попадая в тюрьму. Именно в неволе он создал свой главный лонгплей Thank You For Using GTL, который в Pitchfork назвали «вероятно, величайшим рэп-альбомом, когда-либо записанным из тюрьмы». Его манера читки при этом была максимально спокойной и холодной: для него откровенные проявления эмоций были бессмысленны и вычурны.

Yung Lean

Yung Lean

© Scott Dudelson/Getty Images

В похожей стилистике работает шведский рэпер Yung Lean, который построил всю свою карьеру на образе «мне как бы пофиг, но как бы и нет». Сам он называет себя «человеческим манекеном», и в его треках чувствуется скрытая боль по вопросам положения человека в современном, сожранном капитализмом жестоком мире.

Отрыв эмоции от её классического выражения представляет собой особый подход к интерпретации окружающих нас событий. Внутри всё кипит, а снаружи торжествует спокойствие — так сегодня себя чувствуют многие: и простые люди, и артисты. В этом мы убедились и сегодня, рассматривая работы наших талантливых современников. Тёмные времена порождают великое искусство, и то, в какую диссоциативную форму оно сегодня вылилось, интригует и завораживает.