Опубликовано 27 июля 2022, 19:40
8 мин.

Шагающие молотки и фарш из детей: 40 лет фильму «Стена» от Pink Floyd

Поделиться:
Шагающие молотки и фарш из детей: 40 лет фильму «Стена» от Pink Floyd

© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Все же хоть раз слышали что-то про «Стену» британской рок-группы Pink Floyd или видели кинокадры с шагающими молотками и детьми, громящими школу? Это все придумал легендарный Роджер Уотерс, один из создателей коллектива, выступивший главным идеологом фильма The Wall (в пер. с англ. «Стена»), которому в этом году исполняется 40 лет.

Картина представляет собой целую эпическую рок-оперу, спланированную Pink Floyd еще до написания альбома, правда, изначально они хотели просто взять кадры своего театрализированного шоу. Слишком некинематографичной постановку посчитал режиссер фильма и поклонник группы, Алан Паркер. Он и снял его по сценарию Уотерса, который прочел лишь пару книг для того, чтобы этому научиться (гений же). Лента объединена с пластинкой The Wall от 1979-го единой концепцией: зрителю раскрывается история рок-звезды Пинка через осмысление героем взлетов и падений, что привели к возникновению «Стены» отчуждения. Каждый кирпич в ней символизирует главные психологические удары, нанесенные герою.

Повествование кинофильма ведется в том порядке, в котором песни стоят в альбоме, — некоторые из них являются своеобразными тактами в музыкальной постановке. Впервые картина была показана на Каннском фестивале 22 мая 1982. Не будем рассказывать все подробности шедевра, но основное все же стоит подсветить.

Шагающие молотки и фарш из детей: 40 лет фильму «Стена» от Pink Floyd

© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Три заглавных «кирпичика»

Самые важные для понимания героя моменты — первые 3 такта (условно) первой части пластинки, базирующиеся на трилогии песен Another Brick in the Wall, так называемые bricks (с англ. «кирпичики»). «Раз в году рождество бывает у всех. Но есть один мальчик. Ему незнаком праздничный шум и гам. Об этом несчастном парнишке я и поведаю вам», — начинается фильм. Для раскрытия героя авторы показывают его в разном возрасте.

Песня In the Flesh в самом начале знакомит зрителя со взрослым Пинком, лежащим и грезящим наяву в гостиничном номере с истлевшей сигаретой, зажатой между пальцами. А через The Thin Ice показывают Пинка в младенчестве, в строчках песни говорится о родительской любви и ошибках будущей жизни ребенка — через сравнение с надломленным льдом (метафор и отсылок в самих песнях очень много). Первая тройка треков завершается Another Brick in the Wall Pt.1. Он об отце героя и вступает, когда маленький Пинк находится с матерью в церкви, она молится об отце, пока сын играет с игрушечным самолетиком. «Папа, что ты еще оставил мне? Ведь это просто камень в стене», — под эти строчки мальчуган Пинк в одиночестве появляется на площадке, где дети играют со своими отцами. Это был первый «кирпичик», который повлиял на судьбу Пинка: в будущем он будет сильно привязан к матери.

Шагающие молотки и фарш из детей: 40 лет фильму «Стена» от Pink Floyd

© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Вторая часть трилогии — самая известная, именно она положена в основу знаменитого клипа. Это история о деспотичном учителе, который отыгрывается на учениках из-за «жены-психопатки», Pink Floyd подсвечивают проблему обесценивания творческих способностей и в целом стирания детской индивидуальности в школьном возрасте. Да еще с каким гротеском это показано: здесь же есть знаменитейшая сцена с мясорубкой, в которую безликие ученики (в одинаковых уродливых масках) маршируют под лозунг «Учитель! Оставь детей в покое!» в Another Brick in the Wall Pt. 2. После нее в кульминации песни происходит бунт: дети срывают с себя маски, обнажая свои лица, сжигают школу и устраивают самосуд над педагогом (мечта многих в том возрасте, конечно).

Шагающие молотки и фарш из детей: 40 лет фильму «Стена» от Pink Floyd

© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Третий «кирпичик» тоже связан с любовью и гиперопекой матери: ее уже нет в живых, но герой все равно советуется с ней в своих мыслях, в частности, в композиции Mother, когда спрашивает, возвести ли ему «Стену». Именно мать повлияла на его семейную жизнь: жена ушла от Пинка (даже несмотря на то, что он рок-звезда) к любовнику из-за того, что ему от нее, Пинку, нужна была всего лишь материнская любовь. В Another Brick in the Wall Pt. 3 он подытоживает, что вся его жизнь — это «просто кирпичи в стене» (кстати, аранжировки всей трилогии треков имеют похожие гармонические паттерны). Так, Пинк понимает, что сердце его разбито, и окончательно укрепляется в намерении возвести «Стену» — звучит последний трек первой стороны пластинки — Goodbye Cruel World, где слова «Прощай, жестокий мир, я сегодня ухожу, вам нечего сказать, чтобы я передумал» подытоживают самозаточение героя.

Саморазрушение и падение стены

Дальнейшее повествование основано на тех трех «кирпичиках», ведь Пинка раскрыли уже достаточно, чтобы зритель смог понять его логику. Так, он достроил «Стену», окружил себя ею полностью, но продолжил саморазрушение с еще большим упорством. Культовой и даже отдельным клипом стала сцена бессознательного поведения в номере отеля под сопровождение песни Comfortably Numb. В ней менеджер Пинка с помощниками пытаются «воскресить» не реагирующего ни на что героя для скорого выступления на рок-концерте. Просто послушайте с закрытыми глазами (как Пинк) и слейтесь с композицией, это реально завораживает.

Шагающие молотки и фарш из детей: 40 лет фильму «Стена» от Pink Floyd

© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Еще одна мощная сцена — где в больном воображении Пинка концерт становится нацистским митингом, а он сам — фюрером. Кстати, символика, использованная в фильме (перекрещенные молотки), тоже стала очень популярна, в частности, в конце 1980-х даже появилась фашиствующая группировка Hammerskins, которая использовала их как свой символ. Это не понравилось Паркеру и Уотерсу, которые изначально собирались сделать эту сцену в фильме антифашистским гимном. К слову, сама субличность в лучших традициях психоанализа не такая, как настоящий Пинк, она избавлена от всех комплексов и становится как все, кто с ним плохо обращался, — такой же безжалостной и безучастной. В конце Пинк понимает, что не прав, раскаивается над причинением боли другим (в частности, маме и жене) и в своем больном воображении совершает над собой суд. «У меня украли все чувства, я безумен», — выступает обвиняемый. В качестве итогового вердикта злосчастную «Стену» постановлено снести в The Trial.

Шагающие молотки и фарш из детей: 40 лет фильму «Стена» от Pink Floyd

© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

О съемках

Чем еще примечателен фильм? Начнем с главного персонажа. Пинка должен был сыграть сам Уотерс, так как герой был фактически списан с его жизни. Однако после кинопроб в 1980 выяснилось, что музыкант не подходит на эту роль и не способен явить «что-либо, кроме показного проявления эмоций». В итоге Паркер выбрал актера и солиста The Boomtown Rats Боба Гелдофа, который, кстати, до того, как согласиться на роль, сказал своему агенту в такси, что ненавидит группу Pink Floyd. К несчастью, таксист оказался братом Уотерса, но, к счастью, роль все равно Бобу дали (вот везуха). В кино, где практически отсутствуют диалоги, присутствуют параллели с собственными жизнями авторов: к примеру, из реальной жизни Сида Барретта (основного участника группы во время записи первого альбома) взят эпизод, когда Пинк в бреду бреет себе все тело, — то же произошло и с Сидом, который однажды просто встал из-за стола, уехал домой, побрился (даже брови) и вернулся обратно.

Касательно музыкального сопровождения все более-менее ясно. Всего песен 26, по 13 на каждой стороне пластинки, однако Hey You не вошла в картину. Кроме того, полноформатных песен в фильме всего несколько, остальные идут как прелюдия к какому-то сюжету (есть экземпляры и по 30 секунд). Также авторы постарались по максимуму музыкально оформить свое творение и написали материала больше альбома, поэтому некоторые музыкальные вставки можно послушать только в фильме. Сама пластинка, к слову, 23 раза получила статус платиновой и распродана по всему миру общим тиражом 11,7 миллиона экземпляров.

Несмотря на то что музыкантам могло быть прощено отсутствие всяких кинематографических фишек, они все же есть. В частности, интересным представляется чередование флешбэков, к примеру, с крушением самолета отца и кадров военных действий, со сценами из сегодняшней жизни героя. Кроме того, в картине присутствуют небанальные анимированные части (выполнены Джеральдом Скарфом) — сцены суда, изображение «Стены», цветы, поедающие друг друга как символ отношений Пинка с женой, кукла-марионетка учителя (управляемая его женой). Примечательны также метафорические образы, к примеру, бассейн крови, в котором лежит Пинк, символизирующий его тяжелое моральное состояние. Кроме того, Уотерс дополнительно снабдил фильм авторским повествованием для лучшего восприятия зрителем.

Шагающие молотки и фарш из детей: 40 лет фильму «Стена» от Pink Floyd

© Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)

Уотерс и компания, бесспорно, создали великое произведение. По сути, это все одна большая и гротескная аллегория. Тут и социальная драма, и личная история авторов, и даже политический подтекст (война) — все треки звучат исключительно как крик души, а в совокупности с визуальным оформлением каждый точно найдет здесь что-то о себе. Через весь фильм пролетают слова учителя «Еще раз, неправильно» — кому-то ведь так до сих пор говорят. Возможно, создатели хотели сказать, что все идет из детства и именно через детские страхи и обиды мы познаем мир. В конце ленты мальчики шастают по его обломкам. Жизнь Пинка после не показана, но, скорее всего, он освободился от всех тягот и будет строить свое будущее, но уже без «Стены». О ней исключительно верные слова произносятся в заключительном треке Outside the Wall: «Те, кто тебя действительно любит, бродит вдоль "Стены" туда-сюда, кто-то держится за руки, кто-то собирается вместе, и, когда они ради тебя пожертвуют всем, кто-то зашатается и упадет. Все-таки нелегко биться сердцем о "Стену", которую возвел какой-то безумный негодяй». Ведь и правда, подумайте, мы все совершаем такие поступки — из-за внутренних комплексов раним тех, кому мы очень дороги, тех, кто бросил вызов нашим внутренним демонам. Это авторская мысль как минимум заслуживает уважения, не находите? Есть над чем подумать. Рекомендуем к просмотру!

P. S. Кстати, сам Уотерс в интервью в 1988-м раскритиковал фильм за то, что, по его мнению, он был слишком суровым: «Я обнаружил, что главный герой был настолько неутомим в своем натиске чувств, что это не дало мне, как зрителю, шанса принять участие в этом действе». Ох уже это постоянное обесценивание, знакомое, наверное, всем гениальным творцам.