Опубликовано 26 августа 2022, 13:39
6 мин.

Топ-5 величайших клавишников в истории рок-музыки

Поделиться:
Рик Уэйкман

Рик Уэйкман

© Aureliomoraes/CC BY-SA 3.0

Клавиши в рок-музыке? Подождите-ка, разве они входят в классический состав инструментов рок-группы? Гитары — да, барабаны — естественно, вокал — определенно, но нужен ли этот огромный синтезатор (или даже целое фортепьяно) для того, чтобы иметь успех у разгоряченной толпы? Может быть, для вас это будет удивлением, но клавишники на протяжении долгого времени играли неотъемлемую роль в тяжелой музыке, хоть и не были так популярны, как другие музыканты. Сами посудите — даже в «Ранетках» есть клавиши. Смог бы девчачий поп-панк коллектив существовать без виртуозных способностей Жени Огурцовой? Вот и мы сильно сомневаемся.

В 60-х и 70-х для групп было обычным делом иметь в своем составе клавишника. Роль синтезатора, органа, пианино или любого другого клавишного инструмента была многогранной — с помощью него можно было создавать ритмическую основу для гитарных соло, расставлять акценты в важных моментах песен, дополнять произведение драйвовыми мелодиями или заполнять атмосферу сочным и полным эмбиентом. Вашему вниманию представляется список из самых влиятельных клавишников, которые своими умениями смогли изменить историю рок-музыки — даже если долгое время оставались в тени более популярных вокалистов и гитаристов.

© Гимн всех клавишников?

Рэй Манзарек

Рэй Манзарек

© Craig Lovell/globallookpress.com

Рэй Манзарек из The Doors

Рэй, конечно, не шибко популярен в массовой культуре, в отличие от его коллеги Джима Моррисона — последнего знают даже те, кто от музыки максимально далек. Это не удивительно: лицо Моррисона постоянно встречается на плакатах и футболках. Однако более скромному Рэю обязаны все современные исследователи музыкальной психоделики и многие рок-экспериментаторы: в свое время им вдохновлялись Joy Division, Игги Поп, The Strokes и даже Nirvana.

Без партий Рэя группа не завоевала бы всемирную любовь: уж кто, как не он, всегда мог подобрать правильные ключи для The Doors? Почти джазовое фортепьянное соло на People Are Strange (длинной в полторы минуты) где мастерски сочетаются паранойя и веселье, виртуозный перебор клавиш на Riders On The Storm, погружающий в атмосферу таинственности — партии Рэя всегда были неотъемлемой частью песен, так что перечислять можно бесконечно.

Однако самая знаковая мелодия Рэя, которая сделала The Doors звездами, звучит в Light My Fire — музыкант добавил в эту семиминутную эпопею безошибочно узнаваемый органный рифф. Сама песня была в основном написана гитаристом Робби Кригером, однако то самое органное вступление — идея Рэя. Партия, кстати, была вдохновлена произведениями Иоганна Себастьяна Баха.

Ричард Райт

Ричард Райт

© Deep Schism/CC BY 2.0

Ричард Райт из Pink Floyd

Ричард Райт из Pink Floyd тоже особо не выделялся на фоне своих более знаменитых товарищей: при упоминании названия группы скорее всего и в вашей голове возникли образы Сида Баррета, Дэвида Гилмора или Роджера Уотерса. Тем не менее за годы музыкальной активности именно Райт внес важный вклад в психоделическое звучание Pink Floyd. Это признавали и другие участники группы. «Он был нежным, скромным и скрытным, но его проникновенный голос и игра были жизненно важными, волшебными компонентами нашего самого узнаваемого звука Pink Floyd», — писал Гилмор на своем веб-сайте.

Райт как вокалист отметился в песнях Times и Echoes, а его работу с синтезаторами можно оценить чуть ли не в каждом треке. Но самым важным музыкальным и виртуозным моментом для Райта является композиция Shine On You Crazy Diamond, состоящая из девяти частей. Записанная как дань уважения Барретту, она содержит долгие партии Райта на синтезаторе, фортепиано и клавинете, и, что примечательно, это был последний по-настоящему совместный проект всех участников Pink Floyd. «Без его тихого прикосновения, — заявил Гилмор, — альбом Wish You Were Here не получился бы». Что ж, мы тоже с этим согласны.

Кит Эмерсон

Кит Эмерсон

© Lrheath/CC BY-SA 3.0

Кит Эмерсон из Emerson, Lake & Palmer

Может ли прогрессивный рок существовать без клавиш? В теории — да, но по факту получится как гиперпоп без эффекта на вокале или шугейз без длинных и затуманенных гитар. Если вы не фанат этого жанра, то Кит Эмерсон вас точно может удивить. Начав свою карьеру с блюза и классического рока, он одним из первых пристрастился к электронному звуку и решил выжать из синтезаторов все, что только можно. Что уж говорить про его виртуозные длинные соло. Стоит послушать яростный и в то же время деликатный трек Karn Evil 9: 2nd Impression чтобы понять, насколько Эмерсон уверен в том, что он делает.

Помимо композиторских навыков и виртуозной игры, у Эмерсона была еще одна сверхспособность — устраивать умопомрачительные шоу. Именно живые выступления прославили клавишника и его группу. Большую роль тут сыграли харизма и любовь к своему инструменту, которые проявлялись в каждом выступлении, но не забудем упомянуть и про взрывающиеся рояли, летающие барабанные установки, огромных роботов и даже живых тигров. Тут даже Жан-Мишель Жарр со своими световыми шоу позавидует — кто знает, может он Эмерсоном и вдохновлялся.

Рик Уэйкман

Рик Уэйкман

© Aureliomoraes/CC BY-SA 3.0

Рик Уэйкман из YES

Раз уж мы упомянули Кита Эмерсона, стоит наградить вниманием еще одного талантливого пианиста в жанре прогрессивного рока — Рика Уэйкмана из группы YES. Трудно не отметить его исключительное трудолюбие — за свою карьеру он выпустил более 100 альбомов, объединив студийные и концертные записи, саундтреки и другие различные проекты. И это помимо всего, что он записал с группой YES. Также Уэйкман успел поработать со многими знаменитыми артистами — среди них небезызвестный Дэвид Боуи. На его эпохальном сингле Space Oddity можно услышать восторженную партию Уэйкмана, которая принесла последнему смехотворную плату в размере 9 фунтов стерлингов. Но, что более важно, эта коллаборация привела к прочной дружбе и профессиональным отношениям с Боуи.

Одной из лучших (и показательных!) песен Рика Уэйкмана считается Heart Of The Sunrise, на которой клавишник переплетает сложную сеть музыкальных линий и фактур на органе, меллотроне, фортепиано и синтезаторе. И пусть вас не смущают целые десять минут беспрерывной музыки — поверьте, оно того стоит.

Джон Лорд

Джон Лорд

© imago stock&people/globallookpress.com

Джон Лорд из Deep Purple

Карьера Джона Лорда, знаменитого клавишника Deep Purple, была такой же долгой, как гитарные соло в хэви-метале (в изобретении которых он тоже принимал участие). Первоначально вдохновленный джазовыми клавишниками 60-х (Джимми Смитом, в частности), Лорд разработал свой фирменный стиль, когда он объединился с Ричи Блэкмором в Deep Purple. Конечно, яркая и доминирующая игра Блэкмора не позволяла особо развернуться другим музыкантам, а попытки перетянуть музыкальное одеяло на себя резко пресекались. Поэтому Лорду пришлось проявить весь свой творческий подход, и он придумал то, что теперь называется, «ритм-органной» секцией. Его клавиши спокойно заменяли ритм-гитару, время от времени пробиваясь к соло — и Блэкмора это вполне устраивало.

В юности Лорд изучал как классическое фортепиано, так и театральное мастерство, и обе дисциплины повлияли на его музыку. Он знал, когда нужно затаить дыхание, откинуться назад, медленно перебирать пальцами по клавишам и создавать тихое напряжение, а когда разыграться и отдаться эмоциям. Джон Лорд наполнил Deep Purple фирменным задумчивым звуком, в основном благодаря его органу Hammond — и тем самым привнес в рок-музыку загадку.