Забытые многими пионеры электронной музыки
Инсталляциея «Got to Keep On» группы The Chemical Brothers в музее дизайна в Кенсингтоне
© Stephen Chung/Keystone Press Agency/www.globallookpress.com
Научно-фантастический триллер 1956 года «Запретная планета» стал первым крупным кинофильмом, в котором использовался полностью электронный саундтрек, — партитура была создана во времена, предшествующие синтезаторам и сэмплерам. Такого раньше не слышал никто. Композиторами были два малоизвестных пионера в области электроники, супружеская пара Луис и Бебе Баррон. Это был существенный сдвиг в развитии музыки. Однако уникальные эксперименты проводились и ранее.
В 1943 году юная Дафна Орам заняла должность музыкального консультанта на BBC. К середине 1940-х годов Орам начала проводить звуковые эксперименты в нерабочее время, сочинив пьесу 1949 года под названием Still Point для оркестра, живой электроники и вертушек. Немного опередившая свое время композиция была отклонена BBC, но талант Дафны был замечен, и ее повысили до менеджера студии. В 1957 году она создала первое заказное произведение электронной музыки в истории BBC незадолго до того, как стала соучредителем влиятельной мастерской BBC Radiophonic Workshop. Именно эта мастерская приютила другую великую женщину мира электроники — Делию Дербишир.
Девушка часами работала с пленками и электронными схемами в мастерской BBC и таким образом создавала уникальную музыку для многочисленных телевизионных шоу. Пожалуй, ее главным шедевром является заглавная тема к сериалу «Доктор Кто», написанная в 1963 году австралийским композитором Роном Грейнером и аранжированная Дербишир.
Работы инноваторов 50-х и 60-х годов перевернули музыкальные технологии и, безусловно, вдохновили будущие поколения на раскрытие потенциала электронных инноваций. В 1970-х годах на форпост музыкальных экспериментов вышла Лори Андерсон, которая изобрела множество новых инструментов, таких как скрипка с ленточным смычком (в сотрудничестве с Бобом Белецки), костюм для игры на барабанах, а также специальные голосовые фильтры, изменяющие высоту ее голоса. Сейчас питч-шифтингом (изменением тона и высоты звука) уже никого не удивишь, однако в те времена о таких технологиях никто и не мечтал. Андерсон и ей подобные совершенно не видели границ в своих экспериментах, и так они реконструировали музыкальный ландшафт конца XX века.
Стоит признать, что многие записи электронной музыки, раздвинувшие границы музыкальных канонов, не стали известны массовой публике. Некоторые из самых удивительных произведений так и вообще стали получать внимание только сейчас.
Взять, например, работы венесуэльского композитора Оксаны Линде, созданные в 1980-х годах. Линде родилась в семье украинских иммигрантов в Каракасе в 1948 году и работала химиком до 33 лет. Именно тогда она начала проводить звуковые эксперименты в своей домашней студии. Используя в основном заимствованное или бывшее в употреблении оборудование, Оксана сочиняла захватывающую кинематографическую музыку, которая, к сожалению, была замечена только ее близкими и друзьями.
Однако с появлением цифровых технологий некоторые из ее записей начали распространяться в интернете и поражать слушателей. Одна из ее композиций, Ensueño II, попала в сборник Dream Tech, выпущенный в 2020 году английским лейблом Mana. Таким образом, тысячи людей смогли открыть для себя потерянную жемчужину южноамериканской электроники. В итоге в марте 2022 года вышел первый (!) полноформатный альбом Оксаны Линде Aquatic And Other Worlds.
Еще одна великая женщина, повлиявшая на электронику, была родом из Колумбии. Родившаяся в 1935 году Жаклин Нова занималась новаторскими композиционными экспериментами с использованием звука, речи и оркестровых инструментов. Ее творчество распространялось через радиопередачи, публикации и фильмы. В 1970 году Нова основала New Music Group — ансамбль для популяризации творчества современных композиторов, особенно со всей Южной Америки.
Ее главный шедевр был создан в 1972 году и получил название Creación de la Tierra («Сотворение Земли»). В этой композиции Нова обработала песнопения о сотворении Земли, исполняемые коренным народом Тунебо на северо-востоке Колумбии. Жаклин стирала границу между технологиями и человеческой натурой, подчеркивая важные вопросы колумбийской культуры и идентификации.
При этом работы Новы не были известны практически никому вне Колумбии. Однако в конце 2010-х годов в Музее современного искусства в Медельине открылась выставка «Жаклин Нова. Удивительный мир машин», и ее имя стало все чаще упоминаться в дискуссиях об электронной музыке. В 2022 году планируется мировой релиз ряда записей Жаклин, которыми наконец сможет насладиться широкая публика.
Перечислять великих электронных композиторов, как известных, так и бесславных, можно бесконечно. Тем не менее мы смогли познать, что работы, созданные из искреннего интереса к музыкальной эволюции, могут кардинально поменять мир звука, даже если люди, стоящие за революционными открытиями, остаются за кулисами.