Опубликовано 22 марта 2023, 15:37
3 мин.

Как создавался альбом The Beatles «Please Please Me»: фрагменты хроники от Rolling Stone

«Давайте запишем все песни, которые у вас есть. Приходите, и мы прослушаем их за день» — так звучали слова аранжировщика Джорджа Мартина, адресованные членам The Beatles весной 1963 года. Вспоминаем знаменитую хронику журнала Rolling Stone о том, как легендарные ливерпульские «жуки» создали большую часть своей дебютной пластинки Please Please Me всего за сутки.
Поделиться:
The Beatles

The Beatles

© Michael Ochs Archives/Getty Images

11 февраля 1963 года в 10:00 The Beatles должны были прибыть в студию EMI в Лондоне, писал Rolling Stone в 2018-м. По крайней мере, так было задумано, однако все пошло не по плану с самого начала. Артисты сильно опоздали, а Джон Леннон и вовсе пришел простуженный.

Тем не менее годы изнурительных ночных джем-сессий и гастрольных маршрутов неплохо подготовили парней к предстоящему музыкальному марафону. Он стартовал в 10:45.

10:45-11:30: There's a Place

Почетную первую позицию для записи получила песня There’s A Place. Несмотря на все надежды, возложенные на эту композицию, Джордж Харрисон не сразу смог сыграть сложную октавную фигуру на гитаре, а голоса Леннона и Маккартни поочередно давали сбои. Трек получилось сделать только с десятого раза.

Чуть позже, уже в послеобеденное время, Мартин посоветовал Леннону сыграть вступительный рифф There's a Place на губной гармонике. Джон охотно согласился и сделал три прохода поверх финального утреннего дубля, фактически похоронив гитарную работу Харрисона в окончательной версии.

11:30-13:00: I Saw Her Standing There

Как только звукорежиссер Норман Смит назвал следующую песню, Seventeen, из диспетчерской послышалось недовольное бурчание Мартина: «Я думаю, у нее должно быть другое название». Теперь мы знаем эту композицию как I Saw Her Standing There.

Несмотря на то что The Beatles выдали финальный вариант с первого дубля, Мартин убедил их прогнать песню еще раз. Вторая версия вышла менее удачной — удрученный Леннон даже пробормотал в конце: «Ужасно». Аранжировщик попытался спасти ситуацию, попросив группу записать монтажные фрагменты для неполучившихся строк и повторить соло Харрисона.

В итоге дело дошло до девятой попытки. Уже изрядно разъяренные из-за неудач, The Beatles лихо отыграли самый энергичный вариант песни. Результат вышел настолько бодрым, что Мартин позже вывел вступление на передний план первого дубля.

Обложка альбома Please Please Me

Обложка альбома Please Please Me

© Parlophone Records

14:30-15:15: A Taste of Honey

После обеденного перерыва (который трудяги битлы решили пропустить — репетировали) все решили взяться за более легкий номер из сценической программы коллектива. Песня A Taste of Honey была записана всего за пять дублей. Последний из них был назван финальным, пока спустя полчаса Маккартни не стал дорабатывать уже готовый вокал.

15:15-15:45: Do You Want to Know a Secret

За вычетом двух фальстартов, The Beatles сделали четыре дубля трека. К слову, его Леннон написал по собственным воспоминаниям о покойной матери.

По рекомендации Мартина ребята записали еще несколько звуков — например, постукивание палочкой во время бриджа. Восьмой дубль стал окончательной версией.

Как создавался альбом The Beatles «Please Please Me»: фрагменты хроники от Rolling Stone

© Hulton Archive/Getty Images

17:00-18:00: Misery

Изначально Misery была написана Ленноном и Маккартни для молодой певицы по имени Хелен Шапиро. Она отказалась от такого предложения: менеджер артистки посчитал, что столь мрачная композиция не подходит образу его подопечной. Песня перекочевала обратно в руки The Beatles. Для ее записи потребовалось 11 попыток.

20:15-22:30: каверы

После исполнения композиций собственного сочинения группа приступила к каверам. Студия уже почти закрывалась, а у The Beatles до сих пор не хватало одного трека, который мог бы стать отличным завершением пластинки. Парни просто-напросто не придумали, что именно будут петь.

Решение пришло откуда не ждали: журналист NME Алан Смит, присутствовавший на сессии, сказал членам коллектива, что однажды слышал по радио песню Twist And Shout в их исполнении. Внезапная идея была мгновенно принята участниками.

Оставалось только одно но: Леннон не любил исполнять эту композицию, поскольку из-за трудной, надрывистой партии его горло все время болело. «Я не мог петь — я просто кричал. Последняя песня чуть не убила меня», — позже будет вспоминать он.

Леннону пришлось сделать все с первого раза. «Это было достаточно хорошо для записи, и ему нужен был этот звук рвущегося льна», — прокомментирует впоследствии Мартин. Битловский Twist and Shout был выпущен без переслушивания и редактирования.