Опубликовано 30 декабря 2022, 09:30
3 мин.

В джазе только легенды: топ-5 лучших альбомов жанра

Любое музыкальное направление — особенно такое влиятельное, как джаз — имеет свои корни и своих основателей. Каждую неделю выходит множество альбомов, но есть те работы, что не потеряют своей актуальности никогда. Рассказываем, какие пластинки положили начало джазу и стали общепризнанной классикой.
Поделиться:
Луи Армстронг

Луи Армстронг

© Bettmann/Getty Images

Frank Sinatra – Jazz of Frank Sinatra

Об этом замечательном музыканте слышали все. А вот слушали немногие. Самые прожженные эстеты назовут разве что The Autumn Leaves, Fly Me To the Moon — и все, пожалуй. А между тем старина Фрэнк — один из мэтров жанра, тот, с кого все началось. Его композиции совсем не похожи на типичную фоновую музыку из ресторанов: они отличаются особой глубиной и насыщенностью и скорее напоминают саундтрек из старых черно-белых фильмов. Классический свинг причудливо переплетается со струнными и духовыми, но вишенка на торте — голос самого маэстро. Баритон Синатры словно стрела Амура: едва прилетит в сердце, и вы пропали. Вот такая она, сила легенды джаза. И данная компиляция — лучшая демонстрация всех граней таланта артиста-самородка.

Louis Armstrong – What A Wonderful World

Это культовый альбом. От и до. Пластинка, вдохновившая огромное количество артистов, включая самых неожиданных, — например, Венди из корейской поп-группы Red Velvet. На первый взгляд может показаться, что творчество Луи и в самом деле мало отличается от песен Синатры, но это обманчивое впечатление. У Армстронга совсем другой тембр голоса — чуть более хрипловатый, но при этом чувственный и нежный. Музыка на заднем плане под стать: простая, но душевная, с флером мечтательности. Все-таки не зря альбом What A Wonderful World называется. А еще практически ни один трек не обходится без виртуозных соло на столь любимом Луи корнете. В общем, флагман джаза — он и певец, и на дуде игрец. В буквальном смысле. И вы просто обязаны его услышать.

Miles Davis — King of Blue

Майлз Дэвис был волшебником. Его музыка могла одинаково заставить и в пляс пуститься, и в транс погрузиться. Виртуозно играя на трубе, Дэвис не чурался демонстрировать свое мастерство направо и налево, а потому и сам не заметил, как породил сразу несколько новых музыкальных направлений: модальный джаз, кул-джаз и фьюжн. Понятия разные, но объединяет их одно: любовь к экспериментальному звучанию. Именно благодаря влиянию Майлза джаз перестал быть массовой культурой и стал чем-то элитарным. Пластинка King of Blue наиболее точно показывает эту трансформацию: музыку здесь отличают загадочность, непредсказуемость гармоний и, конечно же, визитная карточка одного из самых выдающихся джазменов столетия — искусные соло на трубе.

John Coltrane — A Love Supreme

В джазе только легенды: топ-5 лучших альбомов жанра

© JP Jazz Archive/Getty Images

Композиции Джона Колтрейна никого не могут оставить равнодушными. Во-первых, именно старина Колтрейн стал родоначальником ураганных саксофонных партий, без которых совсем нельзя представить современный джаз. А во-вторых, исполнитель признан непревзойденным гуру импровизации. Многие пытались и по сей день пытаются повторить его трюки, но мало кому удается. Музыка Джона дуальна: с одной стороны, она будто плывет по течению, с другой — построена на контрастах. Одновременно хаотичные и правильные композиции с альбома A Love Supreme медленно утягивают слушателя в омут, из которого больше не выбраться. Это ли не прелесть джаза, который мы так любим слушать в кафе?

Chick Corea — Light As a Feather

Наконец, венчает топ знаменитый пианист-виртуоз Чик Кориа и по совместительству первый белый мужчина в подборке. Шутки шутками, но выделяется он, конечно, не только цветом кожи. Дьявол, как говорится, в деталях. Если предыдущие артисты больше опирались на полет мыслей и чувств при сочинении музыки, то Чик уже в первом альбоме ударился в эклектику: привычный свинг заменили ломаные ритмы и витиеватые гармонии. Каждая нота будто кусок огромной мозаики: поначалу рискуешь запутаться, но постепенно картина в голове приобретает ясность. Квинтэссенцией мастерства пианиста стала легендарная Spain.