Аритмия хип-хопа: как 808s & Heartbreak Канье Уэста изменил жанр
Канье Уэст, 2008 год
© Jared Milgrim/The Photo Access/www.globallookpress.com
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Предыстория
Канье Уэст прибыл в Westin Hotel в Окленде в декабре 2008 года. Выглядел Йе измученным. Он прилетел в Новую Зеландию, чтобы продвигать свежий альбом 808s & Heartbreak. Рэпер записал его в спешке во время межконтинентального тура Glow in the Dark и теперь вынужден был объяснять фанатам свое новое звучание. В максимально темных очках Tom Ford, закрывающих половину его лица, Йе пробирался через вереницу вопросов пресс-конференции. Все еще не оправившись от смерти матери и разрыва с невестой, он объяснял значимость новой работы. Канье сравнивал это с движением вперед после потери конечностей. Когда репортер спросил, что он планирует увидеть во время визита в Новую Зеландию, тот сухо ответил: «Заднюю часть моих век».
До выпуска альбома Уэст производил впечатление человека, который ворвался на полной скорости в самый кошмарный момент своей жизни, держа педаль утопленной. Промотур тоже проходил странно. За неделю до пресс-конференции в Новой Зеландии он был в Нью-Йорке, исполняя лид-сингл Love Lockdown на «Позднем шоу с Дэвидом Леттерманом». Он провалил первый дубль записи. На втором его голос все еще дрожал. Канье пропускал ноты даже с включенной программой для коррекции высоты тона в реальном времени. Тело тряслось от напряжения, когда он схватился за микрофонную стойку, чтобы сохранить равновесие, погружаясь в музыку. Канье Уэст всегда был смелым, но это выглядело как новый вид хождения по канату.
808s & Heartbreak стал поворотным моментом для рэпера. С 2005 года он обещал, что четвертый альбом будет называться Good Ass Job и завершит хип-хоп-главу его жизни. Но потом Канье отказался от этого сценария. «Для меня хип-хоп закончился. Отныне я хочу, чтобы меня ставили только рядом с музыкантами, которых вы видите на старых черно-белых фотографиях — Джими Хендриксом, The Rolling Stones, The Beatles», — говорил Йе в интервью.
Стиль на коленке
Все его представления о моде, дизайне и поп-арте слились с его нестандартным видением поп-музыки. Проект был на удивление элегантным в плане презентации для чего-то, что было создано менее чем за месяц. Минималистическое оформление обложки с разорванным пополам сдувшимся сердцем на сером фоне служило прекрасным олицетворением звучания проекта. Альбом был самым точным выражением чувств Канье за всю карьеру на тот момент. Как говорил Уэст, он был «на автостраде в гребаном самолете, одновременно на всех полосах движения».
Оглядываясь назад, легко проследить, сколько «точек невозврата» было в этом альбоме. Канье избрал абсолютно новые методы создания композиций, но сам не до конца был к этому готов. Технически он всегда был плохим певцом, о чем не раз сам заявлял. Поэтому использовал автотюн для того, чтобы сделать голос более приятным и мелодичным. Эта программа ассоциировалась с T-Pain, настоящим новатором, открывшим новое звучание для масс. На тот момент он стал причудливым персонажем поп-культуры. Канье вернул подобному звучанию актуальность и добавил меланхоличный подтекст.
Референсы
Ти Пейн был не единственным вдохновителем Уэста. Рэпер услышал композиции талантливого Кида Кади и решил привлечь вчерашнего студента к продакшену. Фирменные холодные синты и темный атмосферный вокал стали теми самыми деталями, за которыми охотился Канье. 808s & Heartbreak ознаменовал рождение и расцвет метода создания альбомов Уэста в роли креативного генерального продюсера. У Late Registration было четыре сопродюсера, у Graduation — восемь. Но новый альбом побил все мыслимые рекорды: у каждой композиции было как минимум пять соавторов. По словам продюсера Джеффа Баскера, в комнате было восемь разных музыкантов, которые помогали Уэсту превратить бормотание в хит Love Lockdown. Это происходило часами под повторяющуюся ритм-секцию.
808s & Heartbreak и другие альбомы Йе можно оценить в HiFi-качестве благодаря стримингу Звук. Он входит в число 12 сервисов подписки «СберПрайм», с которой жизнь станет значительно выгоднее. Прямо сейчас действует специальная акция для читателей Звук Медиа! Попробовать подписку можно ниже.
Слушайте Канье Уэста и многих других в HiFi-качестве без рекламы
Звук
До 5% бонусами от СберСпасибо с каждого заказа
СберМегаМаркет
Уэст видел в новом подходе способ быстро выйти за пределы жанра. При продюсировании ударных он ориентировался на Фила Коллинза. В интервью для Miss Info он впервые упомянул об этом доселе неуловимом и наименее изученном влиянии на звучание альбома. Он преследовал идею о создании жестких, резких и сухих электронных барабанов, которые Фил популяризировал на своих самых ранних сольных записях. К этому подмешивалась его фирменная «закрытая реверберация», напоминающая короткие взрывы в мертвом пространстве. Коллинз впервые столкнулся с этим во время работы над треком Питера Гэбриела Intrumer 1980 года. Тогда инженер песни Хью Пэдхэм использовал микрофон для общения в студии типа интеркома и применил на него гейт, ограничивающий компрессор. Эта техника была широко использована в фирменном хите Коллинза In the Air Tonight, кавер на который Канье позже исполнил вживую.
Звучание
Новая интерпретация этого эффекта Уэстом пришла от драм-машины Roland TR-808. Созданное Икутаро Какехаси и Доном Льюисом в 80-х доступное устройство в форме микроволновой печи издавало звуки барабанов, которые были смехотворно простыми. По крайней мере для профессиональных барабанщиков, опасавшихся, что роботы смогут их заменить. Кто станет слушать этот блеклый звук и при этом не будет тосковать по настоящим ударным? По сравнению с гораздо более дорогой машиной LinnDrum, которая вселяла страх в души сессионных музыкантов по всему миру, 808s казалась просто симпатичной игрушкой.
Установка обеспечивала грубый звук, который идеально подходил для закрытого помещения с множеством незакрепленных дребезжащих деталей, например автомобиля. Ее сила звука и широкая доступность в ломбардах помогли переписать правила хип-хопа с нуля. Это краеугольный камень рэпа. И Уэст хитро обратился к нему в тот момент, когда, казалось, уже отвернулся от жанра. Он следил за холодной европейской поп-музыкой, которая когда-то доминировала в радиоформатах и плейлистах MTV, в то время как хип-хоп томился в ночных кварталах и звучал на местных станциях. И поспешил указать на последствия этого эстетического выбора в интервью, отмечая при этом, что даже если он создает гармоники с помощью софта, он все еще остается тем самым Канье.
Влияние
С тех пор шаблон 808s просочился в грунтовые воды уличного рэпа. Сферу, к которой музыка Уэста всегда имела непосредственное отношение, несмотря на свою инаковость. Влияние звуков композиции Say You Will, отражавшихся пинг-понгом в ушах слушателя, после можно было найти в локальном хите Lonely Спикера Нокерза, например. В четырех фортепианных нотах этого бэнгера скрывается все влияние Канье на молодежную культуру. Без этого альбома Young Thug не был бы таким, каким мы его знаем, образ Future был бы иным. Невозможно закрыть глаза, слушая Try Me от Dej Loaf, и не вспомнить пронзительный вокал Йе из Heartless. Для Lil Durk, Chief Keef, Soulja Boy и многих других погружать слушателя в эффекты собственного голоса теперь стало обыденным и привычным. 808s & Heartbreak повлиял на развитие эмо-рэпа, а Лил Пип, Лил Узи Верт и Juice WRLD причисляли альбом к списку любимых.
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Точно так же современный R&B не смотрел бы на нас из-под хмурого облака недовольства и обезболивающих, если бы не пластинка Канье. The Weeknd записал I Can't Feel My Face и назвал 808s & Heartbreak своим «духовным наставником». А также заявил, что это одна из самых важных музыкальных работ для его поколения.
Возможно, единственное, что оказало большее влияние на культуру, чем звучание альбома, — это его тон. Горький, растерянный, жалостливый, оборонительный и обвинительный. Уэст, который тогда был самым обаятельным, знаменитым и ярким эгоистом в поп-культуре, сумел продемонстрировать эмоциональную уязвимость. Фактически лирическое содержание остается наименее проникновенным элементом альбома. Несмотря на все разговоры рэпера о том, как пластинка разрушила правила отношений и предложила мужской взгляд на опустошительные расставания, это наименее интроспективный проект Уэста. Кипящая гора боли, проецируемая на злодейского оппонента, сломившего главного героя. Есть некоторая ненависть к себе, но это всего лишь чрезмерное наслаждение своим эго.
Наследие
808s & Heartbreak снова сделал модным угрюмое одиночество. Теперь всякий раз, когда известный рэпер терпит какую-то титаническую эмоциональную потерю, слушатели ожидают, что он опишет свои раны в эмоциональном ключе сквозь слои вокальных фильтров. Например, после публичного позора из-за его ссоры с Сиарой и коммерческого провала Honest в 2014-м Future оживил свою карьеру, выпустив серию из трех микстейпов, свою версию 808s. Как и Канье, он выражал мысли скорее сердито, чем замкнуто.
И, конечно же, есть Дрейк, который практически родился благодаря 808s & Heartbreak. Здесь можно провести прямое сравнение. Точно так же, как Уэст наткнулся на звуковую палитру будущего альбома, когда T-Pain спел свою партию на треке Good Life, Дрейк отыскал фирменную туманную эстетику, зачитав под Say You Will на своем прорывном микстейпе So Far Gone.
Переход от относительно приветливого T-Pain к судорожному Канье и изысканному Дрейку — это полноценная эволюция целого поджанра, который при этом официально не существует. Этот звук открыл новые горизонты для артистов всех мастей и позволил хип-хопу шагнуть дальше. Канье Уэст на протяжении всей своей карьеры пытался утвердиться как требовательный законодатель вкуса, идейный лидер и реформатор моды. Но, возможно, свое самое впечатляющее заявление он сделал в тот момент, когда полностью потерял бдительность.