Дальше Вятки: музыкальная сцена Кирова
Джизус
© Страница Джизуса в VK
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Тяжелая музыка
Пожалуй, самое значимое ответвление музыкальной жизни Кирова — это представители рок-жанров. Первые группы начали зарождаться в 80-х, существовали два крупных рок-клуба, а в 1986-м даже проходил фестиваль рок-прессы, на котором отметились не кто иные, как «Кино». Одной из самых значительных команд того времени можно считать «Оберманекен». Их музыка, опирающаяся на традиции неоромантизма, декаданса и дарк-кабаре и сочетающая их с психоделик-роком, отличалась ни на что не похожим звучанием — мистическим и эротическим. В знаменитом альбоме «Прикосновение нервного меха» (1987) можно услышать даже нотки современного трип-хопа. И хоть Евгений Калачев и Анжей Захарищев фон Брауш почти все время творили в Санкт-Петербурге и Москве, первая пластинка была записана в 1983 году в Вятке. Уже потом были сравнения с «Аквариумом», выступления за границей на одной сцене с Björk, Ником Кейвом, Guns N’ Roses и другими легендами.
Чуть позже, чем «Оберманекен», начинал и проект WINE (поначалу просто ВИНО), идеологом которого выступал Алексей Вайнер. В 1985-м он познакомился с кировчанином Сергеем «Джеки» Перминовым, а в 1989-м группа дала первый концерт на фестивале «Вятская рок-экспедиция». Артисты также покинули Киров ради Москвы и Петербурга, а затем Вайнер и вовсе уехал из России. Коллектив — интересный образец «нероссийского» звучания, сильно ориентирующегося на британские традиции (The Beatles, The Smiths, Sex Pistols и прочий разнородный материал). Тем не менее дебютный релиз «Каждая собака мечтает стать овчаркой» (1989) пишется еще на русском. Настоящий же большой толчок к развитию сцены дала Вятская рок-лаборатория. В 1995 году ее основал музыкант Юрий Чудинов, переехавший в Киров из Кирово-Чепецка, выросший на Урале и тяготевший к прогрессивному року. До этого артист уже основал две лаборатории в других городах. Через год состоялся первый фестиваль, на котором играл в том числе коллектив самого Юрия, Romislocus. В интервью 1997 года исполнитель констатирует, что тяжелая музыка в Вятке еще только развивается, замечая, что у места есть особая аура «обреченности».
На первом мероприятии Вятской рок-лаборатории среди прочих выступил музыкант Макс ИвАнов. В конце 90-х он основывает группу «Торба-на-Круче» — наверное, самый именитый проект из Кирова, успешно гастролировавший и за пределами страны. По сути, он переживает два рождения: за вятским периодом идет петербургский — с другими музыкантами, но тем же названием. ИвАнов определяет жанр, в котором работает, как просто «русскоязычную рок-музыку», мешая фолк, арт-рок, поп и психоделию. При этом «Торба-на-Круче» — это также творческое объединение, под знаком которого проводились поэтические вечера, функционировал музыкальный самиздат и даже проходили акции голодовки.
Не обошлось на кировской земле и без музыкантов, менее склонных к «лирике». Еще с 1989 года существует трэш-метал-коллектив Сергея Говорова SATAN CHURCH, нескромно сравнивающий себя с «Коррозией металла». Также по сей день хорошо чувствует себя основанный в 1994-м проект ARBITRATOR — англоязычный трэш-метал с примесью дэт-метала настоящего зарубежного образца. В 2010 году музыканты даже открывали концерт американских легенд Megadeth. Также стоит вспомнить и THE UNSUBS — хардкор-коллектив, из первоначального состава которого остался только один участник, фронтмен по имени Фыра. Артист продолжает выпускать пластинки, не стесняясь сочетать быструю и агрессивную музыку с мелодичностью. Кстати, именно по инициативе Фыры в 2016-м бывшим участником группы «Сухой закон» был снят документальный фильм «Горячее время» о кировском панке и хардкоре.
Что касается более поздних времен, в 2013 году появились две группы, дающие разный взгляд на панк. Первая — «СУПЕРКОЗЛЫ», основанная Павлом Чернядьевым, он же Павел Мятный. Команда творит в максимально разнузданном и «анархичном» стиле с употреблением большого количества нецензурной лексики, грязных гитар и блеющего вокала. Для общего представления о творчестве исполнителей достаточно знать, что на их первой пластинке с говорящим названием «Трахаются» (2018) есть только один трек с названием, которое можно произнести, не пренебрегая приличиями. Это «Уазик». Что забавно, песня — инструментальная. На сцене Павел и барабанщик Добрыня Третьяков полностью визуально оправдывают музыкальную составляющую. Мятный переодевается в полицейскую форму (ироничное отношение к этой профессии можно видеть все в том же дебютнике) или вовсе раздевается почти догола.
С другой стороны заходит знаменитый коллектив «Черная речка». Ребята также начинали с панка и гаражного панка, однако пришли к набирающему тогда популярность постпанку. Минималистичные, поэтичные, темные тексты и музыка вовсе не наводят на мысль о том, что первый альбом был записан в студии «Саркофаг» у того самого Павла Мятного. Однако это так. Чернядьев также выступил саунд-продюсером почти всех релизов «Черной речки». Примечательно, что, как и многие ранее упомянутые группы, артисты выбирают (вместо Кирова или одновременно с ним) своим пристанищем Санкт-Петербург. Не означает ли это, что в органике этих двух городов есть что-то общее?
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Рейв-культура
Феномен рейв-тусовок, казалось бы несколько изживший себя в эпоху интернета, индивидуализма и вседоступности, в Кирове неожиданным образом возродился в вечеринках на так называемой «Мойке». В 2017 году музыканты Антон Селиваев (Myhttp) и Никита Кикин из диджейского сообщества Freak Out Group обнаружили на улице Заводской автомойку, которой управлял выходец из Армении дядя Гриша. Помыли машину и решили что-то там организовать с любезного разрешения хозяина. Все началось с техно-вечеринок под названием «Профилактика» прямо на веранде. С переездом команды «Профилактики» в Питер все заглохло. Но позже, уже через три года, ожило в новом воплощении.
Преобразив мойку, Селиваев и Кикин стали привозить больших артистов, таких как известный за рубежом хаус-диджей Lay-Far или джангл- и брейкбит-хардкор-музыкант Ant to Be. Каждую неделю — новые имена. Мероприятия на «Мойке» переосмысляли городское пространство, как и положено рейву. По словам еще одного участника Freak Out, Евгения Джекича, импровизированный клуб открывал взгляду «незнакомый пейзаж» с неожиданного ракурса — реку, лес, гору, в котором было порой сложно понять, где ты находишься. Был в этом и элемент скрытности от всего мира. Как говорил уже знакомый нам Павел Мятный, периодически выступавший на вечеринках поваром, даже полицейским было бы сложно догадаться, что на почти «вертикальной точке на карте» может что-то происходить. Люди могли возвращаться на «Мойку», чтобы найти свое уютное пристанище, почувствовать себя свободно и расслабленно и беспрепятственно пообщаться с другими людьми. Часто этих элементов лишены вечеринки в Москве или Петербурге, где люди сосредоточены на себе и подавлены аурой популярного, дорогого места, куда даже могут не пустить.
Спустя два года «Мойка» покинула автомойку, и теперь хорошую танцевальную музыку от тех же организаторов можно послушать в клубе «БЮРО» или balearicbar. Пора двигаться дальше, а автомойка навсегда останется историей.
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Хип-хоп
Наконец, на кировской земле было взращено несколько интересных представителей хип-хоп-жанра. Речь идет, конечно, об объединении «КОННЕКТ», основанном в августе 2015 года Максимом «УГАДАЙКТО» Перевозчиковым. Музыкант еще в 9-10-м классе начал организовывать андерграундные рэп-вечеринки, где диджеи играли трилл и клауд. По словам Максима, на вечеринки приходили по 250-400 человек, в том числе школьники, и царила там очень теплая атмосфера. Позже Перевозчиков объединил вокруг себя молодых и талантливых артистов: JESBY, CHRIS DIME, иглу, DJ Kras и Джизуса. Последний добился наибольшей известности с пронзительным альтернативным роком и панком, перемешанными с битами. Также в объединении состояли графические дизайнеры PNVM и SHULYA.
Творчество «КОННЕКТА» отличали мрачность и «буйность» звучания, крикливые, «перепитченные» голоса и умная лирика. Например, сам УГАДАЙКТО вошел в историю с простой, но гениальной строчкой: «Чтобы *******(получить) world, нужно много work». Путь ребят был непростым и порой странным. Максим рассказывал, что в первом туре исполнителям приходилось выступать перед полупустыми залами, а первым спонсором их стала компания «Вятский квас». В 2019-м команду на время покинул Джизус, а спустя год распался и сам «КОННЕКТ». Тем не менее участники чувствуют себя довольно бодро. Так, игла в 2021-м засветился в треке OXXXYMIRON* «Грязь», а УГАДАЙКТО совсем недавно выпустил песню «Обиженный» — в классическом звучании «КОННЕКТА». Если Киров сами молодые люди не раз в интервью называли «серым» и «скучным», то их творчество уж точно оживляет (или намеренно «умертвляет»?) и переосмысляет контекст вокруг.
Оценить разнообразную кировскую музыкальную сцену можно в HiFi-стриминге Звук, предоставляющем музыку без рекламы и в лучшем качестве. Нужно лишь оформить подписку «СберПрайм». Прямо сейчас действует специальная акция для читателей Звук Медиа!
* — признан иностранным агентом на территории РФ.
Музыка в HiFi-качестве без рекламы. Вся музыкальная карта мира у вас в телефоне
ЗвукМногомиллионная библиотека фильмов и сериалов. В том числе кино про жизнь богатых талантами городов
ОККОДо 5% бонусами от СберСпасибо с каждого заказа. На сэкономленные деньги можно съездить в Киров
СберМаркетСкидка до 7% на доставку продуктов. Наслушавшись мрачной кировской музыки, порадуйте себя чем-нибудь вкусным
Самокат