Опубликовано 18 мая 2023, 13:39
7 мин.

Звуковая магия на большом экране: топ культовых композиторов в киноиндустрии

Музыка — одна из ключевых, если не сказать главная составляющая любого фильма. Глядя на современные блокбастеры, сложно представить, что когда-то кино обходилось без саундтрека. Ведь актерской игры, отменно прописанных диалогов и качественной операторской работы зачастую недостаточно для передачи происходящего на экране. Все решает музыка. Электронная или симфоническая, она способна придать живости как романтическим сценам, так и саспенс-погоням. А потому композиторы, способные уловить нужное настроение фильма, ценятся на вес золота. Рассказываем о лучших из них.
Поделиться:
Композитор фильма Ханс Циммер в Берлине, 7 ноября 2011 года

Композитор фильма Ханс Циммер в Берлине, 7 ноября 2011 года

© Tilman Vogler/dpa/www.globallookpress.com

John Williams

John Williams. 44th Life Achievement Award Gala Tribute show, 2016 г.

John Williams. 44th Life Achievement Award Gala Tribute show, 2016 г.

© Alberto E. Rodriguez/Getty Images

Вряд ли найдется хоть один человек, который бы не слышал о маэстро Джоне Уильямсе. Этот, без преувеличения, гений киномузыки приложил руку ко всем культовым франшизам современности. «Звездные войны», «Гарри Поттер», «Парк Юрского периода», «Индиана Джонс», «Челюсти» — далеко не полный послужной список Уильямса. С таким портфолио 53 номинации на «Оскар» и пять «Грэмми» — плевое дело. И хотя все перечисленные фильмы хороши сами по себе, трудно их представить без впечатляющего саундтрека маэстро.

Аранжировки уровня вагнеровской эпичности, причудливые переклички струнных и духовых, многогранность мелодий — стиль Джона ни с чем не спутаешь. Его почерк уже стал аксиомой киномузыки, тем, на что стоит равняться. А ведь композитор завоевал себе имя благодаря умелому совмещению простых, запоминающихся мелодий с оригинальными оркестровыми паттернами. Осмелимся заявить, что Джон Уильямс — это Чайковский от мира саундтреков. Гарантируем: переливы ксилофона в Hedwig’s Theme вызовут у вас эстетический оргазм.

Howard Shore

Фильмография Говарда Шора обширна и составляет более 50 проектов, но в первую очередь этот канадский самородок запомнился по трилогии «Властелин колец». За работу над франшизой композитор отхватил три «Оскара» и три «Грэмми». В отличие от Уильямса, предпочитающего академическую правильность музыки, Говард больше углубился в написание сюит на стыке фолка и госпела. Причудливая пан-флейта и игривые струнные, передающие безмятежность Хоббитона, сменяются на давящий хоровой гул и тревожные духовые. В такие моменты слушатели понимают: грядет зло. Могущественное и беспощадное, аки сам Саурон и скитающиеся призраки-назгулы.

Этот контраст присущ остальному творчеству маэстро. Например, в саундтреке к фильму «Авиатор» Говард сначала дает волю маршеобразному струнному гвалту, чтобы потом свести его к средневековой инструментальной архаике. Да и элементы церковной готики никуда не делись.

Alexandre Desplat

Французский композитор Александр Деспла на сегодня считается одним из самых востребованных в киноиндустрии. Его работоспособность поражает: за один только 2019 год он написал музыку сразу к трем проектам. Речь идет о фильмах «Офицер и шпион», «Маленькие женщины» и «Тайная жизнь домашних животных-2». Уже по тематике кинолент можно судить о разноплановости Десплы. И, пожалуй, для него это наивысший комплимент. Александр с детства дружил с музыкой, слушая огромное количество жанров — от академической музыки до джаза и рок-н-ролла. Отголоски этих направлений впоследствии и нашли отражение в кино.

За более чем 40-летнюю карьеру маэстро доказал, что чувствует себя комфортно и в сказочном сеттинге вроде «Хранителей снов», и в нуарной мистике типа «Формы воды». За второй фильм Деспла, кстати, получил все мыслимые и немыслимые награды: «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус»… И все это абсолютно заслуженно. На наш взгляд, именно саундтрек к «Форме воды» на полную раскрывает потенциал гения. Партии на стеклянных стаканах, магический пересвист и трель ксилофона, тягучие и в то же время нежные струнные — все работает на атмосферу фильма.

А еще Александр приложил руку к «Гарри Поттеру», а именно к двум частям «Даров смерти». И хотя лавры главного музыкального поттеромана все еще принадлежат Джону Уильямсу, Деспла сумел передать накал драмы в финале истории о мальчике, который выжил.

James Newton Howard. Hollywood, California, 2005 год

James Newton Howard. Hollywood, California, 2005 год

© Armando Gallo/www.globallookpress.com

James Newton Howard

Американец Джеймс Ньютон Говард может похвастаться внушительным портфолио, лишь немногим уступая звездным коллегам. Но обыватели в первую очередь помнят его по саундтреку к киносаге «Голодные игры». Музыка, обрамляющая историю лучницы Китнисс Эвердин, звучит так, как и положено для утопического мира с гладиаторскими замашками. То есть мрачно, с налетом катарсиса и горьким привкусом жестокости. Джеймс Ньютон сделал все, чтобы мы прочувствовали страдания героев.

Однако есть и другие проекты маэстро, на которые стоит обратить внимание. Например, «Повелитель стихий» или «Малефисента». О проработке сценария в этих кинолентах можно спорить долго, но что неизменно, так это музыка Ховарда. Драматичная, мощная, нагнетающая перкуссия, ритмичные аранжировки… Даже без взгляда на экран можно выстроить в голове картину происходящего.

James Horner

Джеймс Хорнер — давний партнер другого знаменитого тезки, Джеймса Кэмерона. И этим все сказано. Сами посудите: Хорнер работал на саундтреком к «Чужим», «Титанику», «Аватару»… Уже за это маэстро достоин места в нашем топе. Но, конечно, его портфолио простирается далеко за пределы трех проектов величайшего режиссера современности. Скажем, наверняка вы слышали о фильмах «Игры разума», «Мальчик в полосатой пижаме» и «Спайдервик: Хроники». А что насчет «Омерзительной восьмерки» Квентина Тарантино? Перечислять киноленты, к которым приложил руку Хорнер, можно бесконечно.

Но самое главное — не громкие названия проектов, а музыка к ним. И Джеймсу удается на полную передать атмосферу происходящего на экране. Например, в «Аватаре» саундтрек буквально подчеркивает инородность планеты Пандора. Достигается это за счет необычных звуковых эффектов: шепотков, вздохов или интересных этнических песнопений. Добавляют колорита и любопытные перкуссионные паттерны, будто пришедшие из шаманской культуры.

Hans Zimmer

Вот уж кого-кого, а Ханса Циммера точно знают все. Один только «Интерстеллар» чего стоит. А еще — начинаем загибать пальцы: «Король Лев», «Принц Египта», «Спирит: душа прерий», «Пираты Карибского моря: проклятие Черной жемчужины», «Темный рыцарь»… Эти и другие проекты принесли немецкому уникуму море «Оскаров» и других престижных премий.

В руках Циммера музыка кажется не просто дополнением к кино, а частью нашей реальности. В этой особенности и заключается феномен композитора. Абсолютно каждый саундтрек маэстро — это иммерсивный спектакль, наполненный неожиданными звуковыми деталями. Наиболее яркий пример этому — музыкальное сопровождение «Дюны». В каждой ноте так и слышится зов зыбучих песков планеты Арракис.

Alan Silvestri. Премьере кинофильма «Мстители: Финал», Лос-Анджелес, 2019 год.

Alan Silvestri. Премьере кинофильма «Мстители: Финал», Лос-Анджелес, 2019 год.

© Dave Starbuck/www.globallookpress.com

Alan Silvestri

Нью-йоркский композитор Алан Сильвестри в первую очередь запомнился публике благодаря музыке к марвеловской саге «Мстители». Уверены, каждый фанат сейчас пропел заглавную тему супергеройского фэнтези у себя в голове. Но даже если вы не гик, краем уха этот трек точно слышали. Однако не упомянуть другие проекты Алана будет кощунством. Все-таки далеко не каждому выпадает честь писать саундтреки к кинофраншизе «Назад в будущее», да и «Форрест Гамп» — фильм вполне заметный. Еще можно вспомнить «Лило и Стича», например. Или первую часть картины «Миссия невыполнима» с Томом Крузом.

Но не в этом суть. В первую очередь Алан Сильвестри — мастер создавать простые и запоминающиеся мелодии. Ни тебе эклектики Александра Деспла, ни детализации Ханса Циммера, ни эпичности Говарда Шора… Но здесь это и ни к чему. Нью-йоркскому маэстро не нужны сложные аранжировки, чтобы рассказать историю. У него хорошо получаются как пафосные опусы вроде «Мстителей», так и лаконичные, местами лиричные пьесы из «Форреста Гампа».

John Powell

Если большинство композиторов в этом топе прославились благодаря работе над фильмами, то британец Джон Пауэлл — гуру саундтреков к мультфильмам. Нет, киноленты в его портфолио, конечно, тоже есть. Взять ту же «Идентификацию Борна». Или «Мистер и миссис Смит». Но все же славу Джону принесли именно анимационные проекты. «Кунг-фу Панда», все три части «Как приручить дракона», «Ледниковый период», «Хортон», «Вольт», «Рио»… Бьемся об заклад, у вас уже голова закружилась от упоминания такого количества мультфильмов. Но кто, как не Пауэлл, подарил этим франшизам щепотку магии?

Чарующая красота, волшебство — примерно так можно описать ощущения от прослушивания работ британца. Задорные и яркие, композиции Джона будто в самом деле переносят в другую вселенную — туда, где живут говорящие мамонты и летают драконы. Атмосферу передают и фолковые элементы, которые маэстро повсеместно применяет в своих треках. Скандинавские духовые, китайские струнные, средневековые народные мотивы — в зависимости от ситуации Пауэлл жонглирует этникой, словно циркач мячиками.

А самое главное — его композиции наполнены каким-то необъяснимым позитивом. Даже самые мрачные из них не ощущаются давящими или чрезмерно драматичными. Все в меру, а потому и слушается легко.

Don Davis

Несмотря на внушительное портфолио, Дон Дэвис — все-таки «композитор одного проекта». Зато какого! Ведь речь идет о трилогии «Матрица». Американскому музыканту, пожалуй, удалось сделать самый необычный саундтрек на голливудской сцене, полностью передавая атмосферу картины.

«Матрица» — это виртуальная реальность, работающая по своим законам. Сложная, многогранная и в то же время хрупкая и уязвимая. Как и любая машина. Именно этот контраст и уловил Дэвис в своей музыке. Огромный упор маэстро сделал на струнные инструменты. Тягучие, стонущие, они могут мгновенно смениться на быстрые и хаотичные, словно рой пчел. Только послушайте заглавную тему к «Матрице». Она все объяснит без слов.