Опубликовано 27 сентября 2023, 10:58
5 мин.

Дьявол в деталях: как устроен саунд-дизайн в «Оппенгеймере» Кристофера Нолана

Методы работы британского режиссера Кристофера Нолана действительно необычны, учитывая, что примерно с 2005 года (тогда вышел «Бэтмен: Начало») он ориентирует свое кино на массового зрителя. При этом предполагая, что зритель этот — внимательный и думающий. Отсюда приверженность Нолана к съемке на пленку, по его мнению, передающую единственно правильное качество изображения. Отсюда и кропотливая работа со звуковым оформлением, которая отлично видна в вышедшем в июле и покорившем прокат проекте режиссера — «Оппенгеймер».
Поделиться:
Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

© Syncopy Films

© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»

Кто стоит за саунд-дизайном «Оппенгеймера»

Создавать звуковой мир к новому фильму Нолана взялся именитый звукорежиссер Ричард Кинг, работавший над всеми картинами Кристофера, начиная с «Престижа» (2006), и получивший «Оскар» за четыре из них. Чтобы объяснить специфику сотрудничества Кинга и Нолана, стоит привести примеры из их работы над военной драмой «Дюнкерк» (2017). Режиссеру пришла идея, чтобы двигатель падающего самолета заводился, а не глох при падении. Чтобы сымитировать этот звук, Ричард положил у себя дома в сушилку бильярдный шар. Так вышел тот самый необходимый металлический треск.

Ричард Кинг получает «Оскар» за лучший звуковой монтаж для фильма «Дюнкерк», 4 марта 2018 года

Ричард Кинг получает «Оскар» за лучший звуковой монтаж для фильма «Дюнкерк», 4 марта 2018 года

© Kevin Winter/Staff/Getty Images

Кроме того, Кинг внимателен к случайностям. В том же «Дюнкерке» он получил нужные лязгающие звуки глохнущего двигателя, непреднамеренно взрезавшись на автомобиле в ангар самолета.

Звук взрыва

Центральное событие «Оппенгеймера» — испытание ядерного оружия «Тринити», которое может стать как грандиозным прорывом, так и мировой катастрофой. Как поклонник правдоподобности, Нолан говорил: «Я польщен, что люди считали, будто я взорву реальную бомбу». Впрочем, доходить до такой степени реалистичности ему все же показалось «жутким». Однако специалист по спецэффектам Скотт Р. Фишер рассказывал, что для визуального изображения взрыва не применялась компьютерная графика. Вместо этого создавалось миниатюрное извержение с помощью бензина, алюминиевого порошка и магния.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

© Syncopy Films

Для создания звука взрыва Кинг прочитал все доступные ему книги про проект «Тринити» и отметил, что очевидцы сравнивали звук с выстрелом гаубицы, грохотом товарного поезда прямо над головой либо просто сильным, странным громом, не затихающим какое-то время. Также он нашел запись, напоминающую «хлопанье огромной космической двери», и вдохновился ею при манипуляциях с естественными звуковыми элементами — без малейших электронных эффектов. Используемые Ноланом мини-взрывы Ричард тоже попытался записать, но признался, что звуки от них были слишком непродолжительны.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

© Syncopy Films

Тишина

Даже более любопытным, чем гигантский удар бомбы в «Оппенгеймере», стало то, что окружало взрыв. А именно — 30-40 секунд тишины в ожидании исторического события. То, что некоторые критики посчитали режиссерским самолюбованием, в действительности подчеркивает благоговение перед моментом волшебства (или черной магии — как посмотреть). Это вполне соответствовало свидетельствам физика Ричарда Фейнмана, присутствующего при реальном испытании 16 июля 1945 года: «Никто не сказал ни слова во время всего этого. Мы все просто тихо смотрели». В фильме после взрыва мы слышим дыхание Роберта Оппенгеймера и его слова: «Я стал Смертью, разрушителем миров» — цитату из «Бхагавадгиты», индуистского священного писания. Эти слова, будто выходящие за пределы земного масштаба, противопоставляются максимально приземленным словам брата Роберта, сказавшего: «Кажется, сработало».

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

© Syncopy Films

Игра с масштабом

Большое значение в «Оппенгеймере» имеют и «маленькие», детальные звуки. Поворот ключей от автомобиля или гудение часов обратного отсчета не только повышают напряжение перед взрывом, но и показывают зрителю разницу между едва слышным и очень громким. Так в значимости события у нас не остается никаких сомнений. По словам Кинга, все тихие звуки приборов записывались со старых, арендованных в реквизиторских мастерских, устройств — для наиболее глубокого погружения в то время.

Кроме того, оглушительный ядерный звук неожиданно сравнивается с простыми звуками цепей и деревянных ящиков, в которые грузятся бомбы после «Тринити» — чтобы быть сброшенными на Хиросиму и Нагасаки. От волшебства далеко за гранью обыденности такое обычное лязганье и стук «спускают нас на землю», где ученые выполнили свою функцию и больше не нужны.

Интересен и эффект смешения в важнейшей сцене речи Оппенгеймера перед толпой в Лос-Аламосе после взрывов в Японии. Патриотические выкрики и аплодисменты смешиваются в его сознании с криками жертв. Совершенно разные звуки оказываются двумя сторонами одной медали, которые, впрочем, показаны нам только с субъективной стороны самого персонажа. Когда шум вокруг Роберта внезапно пропадает, он остается в тишине — ученый один на один с серьезностью своего поступка.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

© Syncopy Films

Диалоги и музыка

«Оппенгеймер» не избежал обычных претензий к уровню громкости звукового наполнения, за которым в фильмах Нолана не слышно диалогов персонажей. На этот раз режиссер объяснил это сам — на постпродакшене он не переозвучивает героев, оставляя голоса, записанные на площадке. При этом нельзя сказать, что автор полностью выбирает саунд-атмосферу вместо слов. Обычно снимающий на шумные гигантские IMAX-камеры, в насыщенной диалогами сцене в Овальном кабинете он намеренно использовал более тихое оборудование.

Что касается музыки, то тут главную партию взяли на себя скрипки. По словам композитора Людвига Йоранссона, этот инструмент может за долю секунды переходить от совершенно романтического звучания до самого нервного «ужасающе-маниакального» вибрато. Эта вариативность как раз передает противоречивость характера Роберта — в целом уверенного, но имеющего свои страхи и сомнения. Примечательно, что в саундтреке совсем не использовалась перкуссия, так как Нолан не хотел, чтобы на образ Оппенгеймера влияли какие-либо «военные» звуки, с которыми барабан все же ассоциируется. Их место заняли шаги, топот и взрыв бомбы — так музыка сплелась воедино с саунд-дизайном.

© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»

Лента Нолана не могла не обойтись без музыкальных экспериментов. В «Начале» (2010) Ханс Циммер вычленил две ноты из Je Ne Regrette Rien Эдит Пиаф, обыграл их в разных тональностях и создал из них весь саундтрек. В «Дюнкерке» он же построил партитуру вокруг тиканья карманных часов самого Кристофера. В «Оппенгеймере» же Йоранссон столкнулся со сложной задачей — написать музыку кружащихся атомов. Чтобы передать хаотичность этого процесса, он создал композицию с 21 изменением темпа. Помочь музыкантам при записи должен был особый щелчок в наушниках, предупреждающий о скором изменении темпа. В итоге трек был правильно сыгран с первого дубля.

Ознакомиться с мелодическим наполнением картин Кристофера Нолана можно в HiFi-стриминге Звук. Там же в многомиллионной библиотеке вы найдете множество подкастов про Роберта Оппенгеймера, которые помогут вам лучше понять фильм. Чтобы получить доступ к этому великолепию, нужно лишь оформить подписку «СберПрайм». Прямо сейчас для читателей Звук Медиа действует специальное предложение! Нажмите кнопку ниже для подробностей.

Музыка, аудиокниги и подкасты без рекламы. HiFi-качество треков оценил бы даже Кристофер Нолан

Звук

Фильмы, сериалы и спортивные трансляции. Найдется как что-то простое на выходные, так и трехчасовые головоломки

ОККО

Скидка 25% на анализы и онлайн-консультации. Чтобы выглядеть чуть здоровее, чем Киллиан Мерфи на премьере «Оппенгеймера»

СберЗдоровье

500 минут и 5 Гб в тарифе «Старт» или скидка 40% на другой тариф, чтобы обсудить со всеми знакомыми новый фильм Нолана

СберМобайл

Новости