Рык гориллы, рев динозавра: как звучали фильмы о Кинг-Конге и Годзилле
© Роман Бескровный
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Большая и важная обезьяна
«Кинг-Конг» (1933) — база о гигантских чудищах, которых злые люди вывозят из естественной среды обитания. А потом об этом жалеют. Смотря картину сейчас, вы удивитесь, насколько хорошо она сохранилась, пусть и с поправкой на время. И большую роль в этом играет саундтрек.
Музыку к одному из фундаментальных фильмов для кинематографа написал композитор, придумавший ее к приличной части картин мирового золотого фонда. «Унесенные ветром» (1938) или «Касабланка» (1942) вам о чем-то говорят? Спасибо за них Максу Стайнеру. Вообще, благодарите творца, что во многом благодаря ему музыку в кино вынесли в отдельное понятие. И «Кинг-Конг» (1933) считается чуть ли не первым в этом.
Есть ошибочное представление, что работа Стайнера в «Кинг-Конге» — это первый классический саундтрек в истории. Все же не совсем так. Звуковой кинематограф существовал уже несколько лет, поэтому музыка в лентах активно использовалась. Революционный подход композитора заключался в желании сделать музыку осмысленной. Он один из первых, кто придумал темы для персонажей и подстраивал треки под определенные моменты фильма. Этот прием Стайнер подсмотрел в операх, которые он очень сильно любил. После «Кинг-Конга» музыка стала еще одним способом раскрытия внутреннего мира героев картины. Для своего времени запись саундтрека действительно была масштабной. Композитор привлек оркестр из 46 человек.
Интересным решением Макса стало желание обойтись без музыки в первые 18 минут фильма, которые происходят в Нью-Йорке. Город в картине представал депрессивным и мрачным местом. В черно-белом фильме непросто передать краски, поэтому саундтрек начинает играть, только когда корабль приходит к месту обитания Конга — Острову черепа.
Как отмечал биограф композитора Стивен К. Смит в интервью Variety, сначала музыка в фильме показывает силу этого чудовища, а потом — терзания Конга по отношению к героине.
«Я понял, что каждая маленькая музыкальная партия в последних двух минутах фильма основана на разных тематических фрагментах партитуры. По сути, композитор пересказывает нам весь фильм и сводит все воедино в этой очень грустной, трогательной композиции», — сказал Стивен.
Из-за такого решения горилла начинает восприниматься зрителем не как огромное и злое существо, а как драматический персонаж. Вот такая сила музыки в кино. Подход Макса научил его коллег и последователей новому способу работы в Голливуде и за его пределами.
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Мощь виолончели
Оригинальная лента «Годзилла» 1954 года стала важной частью японского культурного кода. Картина о динозавре, который крушит мегаполис, была не только зрелищным фундаментом для жанра кайдзю о гигантских монстрах, но и осмыслением последствий атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Режиссер нетленки Исиро Хонда говорил об этом прямо.
Саундтрек к «Годзилле» написал Акира Ифукубэ. Решение о работе над фильмом стало для него судьбоносным. Несмотря на то что у композитора уже был немаленький послужной список, прославился Акира именно как создатель музыкальных тем для картин о чудовище и других монстрах франшизы.
Композитору сразу понравилась идея фильма, в котором гигантская крокозябра творит разрушения в городе. При этом Акира видел только образ Годзиллы и сценарий. Поэтому в музыке много низкого звука духовых и струнных. Моментами работа Ифукубэ напоминает дарк-эмбиент, настолько жуткой получилась музыка в определенных сценах. При этом с явной оглядкой на классическую японскую музыку гагаку.
За звук отвечали Хисаси Симонага и Итиро Минава. Перед ними стояла сложная задача. Исиро решил, что ящерица станет страшнее, если заставить ее рычать. Минава устроил себе поход в зоопарк и записал себе крики разных животных. Затем он начал играть их на замедленной скорости. Результат не понравился саунд-инженеру, и в фильме вы их не услышите. Зато помог Акира. Музыкант нашел контрабас, ослабил струны и потер по ним кожаной перчаткой. Получившийся звук замедлили, и так родился один из самых знаменитых ревов в кинематографе. Звуки шагов монстра были придуманы довольно просто: специалисты нашли усилитель, который издавал характерный громкий звук.
Последней картиной из серии, над которой работал Ифукубэ, стала «Годзилла против Мехагодзиллы 2» (1993). Тем не менее в будущих фильмах наработки и основные музыкальные темы от Акиры все также активно использовались. Он умер в 2006 году в возрасте 91 года.
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Успешное возвращение Конга
Интерес к гигантской горилле смог вернуть режиссер Питер Джексон в «Кинг-Конге» 2005 года. Мастер больших полотен на тот момент уже экранизировал трилогию «Властелин Колец», поэтому в успехе ремейка уже никто не сомневался. И Джексон поступил верно, когда взял в качестве композитора Джеймса Ньютона Ховарда.
У музыканта очень разнообразная фильмография: от «Красотки» (1990) до трилогии «Фантастические твари и где они обитают». Работа в «Кинг-Конге» — одна из лучших в его карьере. При этом режиссер дал Ховарду на создание музыки всего четыре недели. Позже композитор признался, что этот проект был самым сложным в его жизни из-за сжатых сроков. Но сама музыка писалась легко из-за захватывающего сценария. Саундтрек Джеймса в «Кинг-Конге» действительно звучит непринужденно в спокойные моменты, и впечатляюще передает характер надвигающейся опасности в сценах экшена.
© Композиции воспроизводятся в деморежиме, полные версии доступны при авторизации с помощью Сбер ID. Треки без рекламных вставок доступны при покупке подписки «СберПрайм»
Они снова дерутся под электронику с оркестром
Антоний «Том» Холкенборг вам может быть неизвестен. А Junkie XL? Вот, уже знакомо. Музыкант-многостаночник, который активно уже больше 20 лет пишет саундтреки к фильмам и играм. Вы точно слышали его работы, так как Тома часто нанимают для музыки в блокбастерах. Среди них есть как хорошие примеры вроде «Безумного Макса: Дорога ярости» (2015), так и не очень. Например, любой фильм за последние 10 лет Зака Снайдера.
Кстати, в этом году у Junkie XL целый пир, так как, помимо саундтрека к «Годзилле и Конгу: Новая империя», выйдет сиквел к «Мятежной Луне» (зачем?), «Соник 3 в кино» и «Фуриоса: Хроники Безумного Макса». Фанатам музыканта будет чем себя порадовать. Впрочем, Холкенборг специализируется на скрещивании электроники и оркестровок, что привычно в современных саундтреках.
Революционной музыки в «Годзилле и Конге: Новая империя» ждать не стоит. Junkie XL просто… нормальный композитор? Он умеет передавать грусть, драму, веселье, но лучше всего, конечно же, экшен-моменты. К предыдущей картине «Годзилла против Конга» (2021) саундтрек писал также он, поэтому предварительные выводы сделать можно уже сейчас.
Совсем скоро мы увидим, как ящер и обезьяна опять рушат городскую инфраструктуру. Но перед этим будет не лишним вдохновиться саундтреками блокбастеров о гигантских монстрах, послушав их в HiFi-качестве в стриминге Звук. Для этого нужно лишь оформить подписку «СберПрайм». Для всех читателей Звук Медиа действует специальное предложение. Нажмите кнопку ниже и пользуйтесь всеми плюсами партнерских сервисов.
Саундтреки любимых фильмов, которые хочется слушать и слушать
ЗвукКоллекция фильмов о Годзилле и Конге для просмотров вечерами
ОККООнлайн-хранилище и 30 Гб памяти, чтобы собрать все вариации рыка чудовищ
СберДискСкидка 20% на консультации врачей. Чтобы узнать, готовы ли к приключениям на Острове черепа
СберЗдоровье